Разрушенная церковь. В росписи Вознесенской церкви учавствовал Репин

Название конкурсной работы: «История разрушенного Вознесенского храма села Клименки» (исследовательская работа)

1. Ф.И.О. конкурсанта: Нарижний Дмитрий Александрович

2. Адрес: Вейделевский район, село Клименки

3. МОУ «Клименковская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области», 10 класс, телефон: 8-237-47-5-10

4. Ф.И.О. руководителя, должность, адрес, телефон: Нарижняя Инна Александ-ровна, учитель русского языка, литературы и православной культуры, село Клименки, Вейделевский район, 8-237-47-5-10 5.

«Разрушенные храмы похожи на наши души, и нельзя возродить духовность, не восста-новив поруганные святыни» (Архиепископ Великого Новгорода и Старорусский Лев) Среди живописных уголков России есть много мест дорогих и близких сердцу русского человека, и каждое из них имеет свою историю, свои духовные истоки. Именно к одному из таких мест можно отнести разрушенный храм в моем родном селе Клименки, приход Вознесения Господ-не. Сегодня, когда идёт строительство и восстановление храмов в нашей области, становится больно и обидно за то, что жители нашего села лишены возможности прийти в церковь, поста-вить свечку, помолиться за близких, прикоснуться к иконам. На окраине нашего села Климен-ки, недалеко от сельского кладбища, находятся скромные руины строения, которые лишь отда-лённо напоминают, что это была церковь, неся на себе яркие следы пережитой бури прошлых лет. Молчаливое величие невольно привлекает взор прохожего: заставляет задуматься, при-слушаться к внутреннему голосу, вспомнить о Вечном. Внешний вид бывшего храма сейчас таков, что невольно напрашивается определение – храм-мученик... Храм-страдалец... Всем своим видом он взывает к сердцу каждого о помощи... Но вспомним евангельскую притчу об исцелении Христом умершей: Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит (Лк., VIII, 52). История закрытия и постепенного разрушения Вознесенской церкви повторяет тысячи трагических судеб русских храмов. Церковь – это хранительница не-преходящих духовных и нравственных ценностей, исторической памяти, культурного насле-дия. Я считаю, что наш долг, наша историческая задача – ответить за процесс возрождения церкви, помочь восстановить «утраченные звенья большой цепи». Что поможет нам воскресить прошлое, что вернёт нас в то время, когда вместо руин красовалась церковь с разноцветными ветровыми окнами и огромным колоколом, и перед иконами, обращаясь к Богу, стояли наши земляки-прихожане? Конечно, память людская. Но она зыбкая, прихотливая и не в силах описать детали. В настоящее время в селе осталось несколько человек, которые хранят воспоминания о церкви. Поэтому, чтобы восстановить исторические события нам помогут сведения, взятые из «Хронологии дат и событий по истории нашего края, составлен-ные нашим земляком, доктором с/х наук, профессором, академиком РАЕ (Таволжанский Н. П.), который работает над созданием книги об истории нашего села.

Итак, обратимся к истории… Первые упоминания о нашем селе прослеживаются в исто-рических летописях с 1730 года «Сначала только на летний период, а потом на круглый год управляющий помещика Галицена М.М. стал направлять пастухов со своими стадами в глуби-ну своего имения из села Карабаново, что под Уразовой».

1735 год – «На правом берегу реки Дёмина возле села Сиротино появился маленький ху-тор Тарабанова (от названия села Карабаново)».

1737 год – «На левом берегу реки Дёмина стали расселяться переселенцы из волостного села Дёмина-Александровки по фамилии Клименковы, и постепенно этот хутор получил на-звание хутор Клименково. Долгое время центром этих хуторов был хутор Тарабанова. Затем эти хутора слились и получили общее название село Клименки Дёмина-Александровской во-лости Валуйского удела Белгородской губернии до 1779 года, а с 1779 года Воронежской гу-бернии, так как Белгородская губерния была упразднена.

1747 год – «Генерал-майор фон Ведель, зять Белгородского вице-губернатора выкупил слободу Вышнюю Ураевку и прилегающие к ней земли». 1748 год 13 февраля- «В Вышней Ураевке была открыта и освещена церковь Смоленской Божьей Матери, а населённый пункт получил название Вейделевка. 1812 год «Отечественная война. По переписи в 1812 году в селе Клименки проживало 1010 мужчин. 1839 год – «Графиня Чернышова построила в слободе Вейделевка величественный каменный храм Покрова Божьей Матери». 1839 год – «Крестьяне села Клименки, одного из крупных и богатых сёл в округе первыми выкупились от крепостной зависимости у графа Галицена.

1862 год – «В селе Клименки была построена одна из крупнейших в нашей местности церковь с цветными ветровыми стёклами и огромным колоколом». В 1873 г. В Курской епар-хии, куда входила и большая часть территорий современной Белгородской области, было толь-ко сельских церквей: основных 589, приписных 302. В числе них была и наша Клименковская церковь. 1880 год – «В селе Клименки была открыта церковно–приходская школа» 9 января 1906 года – «В 12 часов дня возле церкви села Клименки поп Иван Марецкий зачитал обраще-ние Воронежского комитета РСДРП ко всем крестьянам губернии. На второй день попа Ма-рецкого и всех социал-демократов пять человек, арестовали и увезли в уездную тюрьму города Валуйки». 16 января 1906 года – «Жители села Клименки всем селом пошли выручать из Ва-луйской тюрьмы своих односельчан, руководителей крестьянского движения. К ним по пути присоединились жители сёл Саловка и Ураево. Разогнав полицию, они вошли в город, освобо-дили из тюрьмы священника Марецкого и всех своих земляков. Этот день потом стали назы-вать «Кровавым Валуйским воскресеньем».

1935 год – «Была разрушена церковь в селе Клименки» Недавно мне попались в руки ксерокопии архивных документов 1911 года (т.е составленный спустя 33 года после основания Вознесенского храма в селе Клименки). (Приложение) Из данного документа я узнал, что Воз-несенская церковь принадлежала Валуйскому уезду Воронежской епархии и находилась в сло-боде Клименковой. Церковь построена в 1862 году. По внешнему виду - деревянная, на камен-ном фундаменте с такой же колокольней, а вокруг нее еще новая, деревянная, покрытая крас-кой ограда. По документам узнаем о священнослужителях, которые служили при церкви, их биография, семейное положение, годовое жалование. В графе о поведении священноцерковно-служителей, сообщаемо для епархиального начальства, содержатся записи «Весьма хорошо 5.» Здесь же находим «Ведомость о приходах», в которой узнаем о численности прихожан и дво-ров. В пределах прихода иноверцев, инославных, раскольников и сектантов не было. Вот и все факты из истории нашей церкви, которые мне удалось найти в документах. Много белых пятен, много утрачено и безвозвратно потеряно. Почти не осталось людей, которые были свидетелями тех прошлых событий. Те бабушки и дедушки, в памяти которых остались отрывочные воспоминания о тех временах, в то время, когда ещё была в нашем селе церковь, были ещё совсем детьми или подростками. Но кое-что можно восстановить и из воспоминаний наших старожил, дай Бог им здоровья. Вот, что рассказала мне Поманисточка Мария Григорьевна 1922 года рождения. «Церковь была деревянная, выложена из огромных брёвен. Она стояла в центре села. Была построена без единого гвоздя. Храм имел два колокола, большой и малый. В два колокола звонили в великие праздники: Рождество Христово, Благовещение, Троицу, Пасху и др. Удары в большой колокол – благовест – разносились далеко по округе, созывая прихожан на службу. В храме у входа стояло несколько колонн. Ин-терьер храма украшала яркая и свежая роспись. Говорили, что нашу церковь расписывал и 17-ти летний Репин, который приходил из соседнего села Сиротино» (там он расписывал сиротинскую церковь – этот факт встречается в библиографических материалах («Вейделевская старина» Щербаченко В.И.), но не обнаружен в архивных документах.). Даже сейчас, спустя многие десятилетия после разрушения храма, на стенах под обвалившейся штукатуркой можно увидеть росписи и лики святых, особенно можно различить образ Божьей Матери с Богомладенцем. (под штукатуркой видны фрагменты настенной росписи в здании бывшей церкви) Мария Григорьевна продолжает: «Я помню, что когда в деревне умирал человек, его сначала обязательно отпевали в церкви, а только потом хоронили. А обряд крещения проходил сразу же после рождения младенцев, а имена новорождённым давал сам священник, и часто называли ребёнка тем именем, в день какого святого он родился. Помню я и обряды венчания, проводимые священником Мерецким. После службы батюшка с иконой в руках вёл молодых домой. Он шёл впереди. У ворот дома жениха благословлял супругов». На хуторе была большая пасека, которая принадлежала церкви. По словам деда (он был пасечником), царство ему небесное, у церкви были свои земельные угодья, пашня, при церкви были служащие, был замечательный хор, в котором пела и его жена». По достоверным историческим источникам узнаем, что «в 1935 году в селе Клименки была разрушена цер-ковь». Храм был осквернен, разграблен, обезображен. Глухая изгородь из порослей появились на столетиями утоптанном ногами богомольцев святом месте. Мария Григорьевна сообщает: «Мне было 13 лет, когда церковь разрушили. Мы слышали, что когда уничтожали другие церкви, то для этого приезжали специальные бригады. Но нашу церковь разрушали сами жители, но для многих прихожан день разрушения храма стал трагедией. Люди собрались у церкви и плакали, особенно те прихожане, в душе которых осталась вера. Женщины прятали иконы у себя дома, чтобы над ними не надругались и не уничтожали. Поэтому до сих пор можно встретить в домах старые иконы со стен бывшей церкви». Дальнейшая история храма на памяти самого Василия Петровича Шелудченко. «Купола сняли, колокольню завалили, колокола долго лежали на земле, а потом куда-то пропали. Бревна разобрали, и церковь переделали под сельский клуб. Стены внутри церкви задранковали и заштукатурили, в церкви устраивались танцы и крутили кино от движка». Старожилы села рассказывали, что в детстве они в развалинах церкви играли в прятки, а матери их корили: «Вот вы играете, а там служба была. Грешно там играть. Это все святое. Плохо, что все разграбили, все растащили…». Мне кажется кощунственной даже мысль, что в таком месте, как храм, можно было веселиться. Но, слушая воспоминания сторожил, я убедился, что советская власть уничтожила многие храмы, но веру убить не смогла. Мария Григорьевна сожалеет, что здание бывшего храма было разобрано, а из церковного дерева был сделан клуб. Но и это было не последней страницей в трагической его истории... Колхозу понадобилось железо — вот и содрали «народные умельцы» железо с крыши церкви, а кровлю на дрова пустили.., и вскоре на месте, где красовались на солнце луковки с крестами, зашумели на ветру молодые березки, пустившие корни свои на сводах храма. Только по-прежнему сохранившиеся на стенах образы святых напоминают живущим о бывшем великолепии этого места святого. Потом, когда был перенесен центр села в другое место, и построено новое здание клуба, в бывшем здании церкви разместилась колхозная пасека, т.е. это здание использовалось до середины 90–х годов. А с развалом колхозов, развалилось многое, в том числе не стало и пасеки. Бывая на этих развалинах, и видя, что на том месте, где когда-то стоял алтарь, иконостас, молитвенник, все поросло травой, от этого становится горько, обидно и стыдно за людское равнодушие. Даже деревья выросли внутри бывшего храма, там, где наши предки-прихожане с молитвой обращались к Богу: «Господи, прости меня грешного, помилуй и спаси». Шли годы. Высокий колючий бурьян облюбовал прежде ухоженные подходы к храму, стараясь спрятать от глаз постороннего содеянное зло рук человеческих… Мы, познакомившиеся с историей создания и разрушения нашего храма, сегодня приходим к развалинам бывшей церкви с большой надеждой увидеть его восстановленным, вернувшим свое прежнее великолепие. Я считаю, что мы, будущее поколение, должны не только изучать, хранить память о духовном прошлом своей малой родины, но и способствовать возрождению, восстановлению исторических памятников на территории нашего села. Многие жители нашего села верят, что воскреснет надежда народа православного на своего Небесного Заступника, и оживет духовная жизнь в селе, умершая на многие десятилетия. Зазвучит вновь, забытый на долгие годы бархатистый звон церковного колокола. Возгорится пламенем негасимая лампада у чудотворного образа Богоматери, еще сохранившиеся на стенах. Начнется кропотливая работа по восстановлению и реставрации церковного здания. Воскреснет в людях память и об усопших... Недавно мы с мамой, посещая Покровский храм в поселке Вейделевка, завели разговор с настоятелем храма отцом Виталием. Его очень затронула тема неравнодушия к православным святыням. Он предложил свою помощь в организации дел по восстановлению нашей церкви. Рассказал нам о том, что сам посещал это святое место, видел останки росписей на стенах, которые, по его словам, можно отреставрировать. Также он предлагает оставить церковь деревянную, то есть использовать те же дубовые бревна (так как они еще хорошо сохранились), но переложить их, как необходимо под храм. Я думаю, что мои земляки поддержат идею отца Виталия. Он предлагает не ждать помощи откуда-то, а начать восстанавливать храм своими силами. Ведь большинство строительных работ можно провести самим жителям нашего села. Ведь у нас есть и столяры, и плотники, и строители, и мастера резьбы по дереву. Ведь тогда, дейст-вительно, этот храм будет наш, созданный добрыми руками наших земляков. Посильную по-мощь должен оказать каждый, считающий себя православным. Помощь бескорыстную, чис-тую, светлую. Я часто задумываюсь, почему вокруг много зла, зависти, болезней. Наверное, потому, что люди перестали думать о своей духовной жизни, перестали радоваться мелочам, любить ближнего своего, думать о Боге, о грехе. Ведь раньше, когда люди поселялись на но-вых территориях, в первую очередь они возводили обетные церкви (строились по обету и за один день), а только потом заботились о свих насущных проблемах, жилищах и так далее. То есть были благодарны Богу. Сейчас же мы имеем многое, порой хочется еще больше, грешим, расплачиваемся за грехи, но не задумываемся о том, что все это приходящее. За суетой дней нам некогда подумать о Вечном, духовном. Мы не всегда благодарим Бога за Его помощь нам. И может быть, маленькой частичкой благодарности Богу будет наша посильная помощь в воз-рождении нашего храма. Ведь храм – это дом Божий. И я надеюсь на то, что в нашем родном селе будет больше людей, умеющих раскаиваться в своих грехах, совершающих добрые, бла-гие дела, людей с чистой душой и сердцем. Ведь не случайно, что возрождение православных храмов вносит изменения в духовно-нравственную жизнь сельских жителей. Я уверен, что ощущение глубокой духовной радости получат люди в возрожденном Вознесенском храме.

Список используемой литературы: 1. Белгородские святыни. Белгород. Образователь-ное учреждение «Квант» 1945-168с. 2. Воспоминания, записанные со слов Поманисточка Ма-рии Григорьевны, Шелудченко Василия Петровича. 3. Кисель Н.Ф. Вейделевский район п. Вейделевка. 1995. 4. Материалы из Воронежского архива 1872 года о церкви Вознесения в селе Клименки. 5. По материалам школьного музея. Из истории села Клименки. Историческая справка. 6. Стариков Виталий Алексеевич «Святое Белогорье» Ж- л « Звонница» 2005 г. № 6 (206) 7. Справочная книга о церквах, приходах и притчах Курской епархии. Издание курской Консистории. 1909. 8. Таволжанский Николай Петрович. Хронология дат и событий (Истори-ческие отрезки истории нашего края) 2007. 9.Щербаченко В.И. Вейделевская старина.- Белго-род: «Крестьянское дело». 1988.