История поселения : хутор Клименков, слобода Клименкова, слобода Тарабанова.
От автора
Моё село. Моя глубинка.
Моя любовь. Моя судьба.
С тобою мы, как две песчинки,
И нет мне жизни без тебя.
Люблю рассветы и закаты,
И ширь полей, и гладь прудов,
Грозы весенние раскаты
И кипень майскую садов.
Шумят берёзки у опушки,
Рябина машет мне рукой.
И счёт годам ведёт кукушка,
и жизнь моя течёт рекой.
Я не хочу судьбу иную,
Пусть время мчится под уклон.
Земля моя, тебя целую
И низко шлю тебе поклон
У малой родины, как у человека, главное - не число прожитых лет, а чем они были наполнены, какой след оставили, какие добрые дела совершены за отпущенное историей время.
Исключительно важное значение я предаю познанию истории Отечества, родного края, жизни давно ушедших поколений. Воспитание исторического сознания - составная часть формирования личности, гражданственности. Без знания истории, своих корней, деяний прошлых поколений, без благодарности им рвется нить, связывающая эпохи, рушится преемственность поколений. А без исторической памяти нет народа. Нужно обладать богатым воображением, чтобы осознать всю глубину исторического пласта, в который уходят наши корни. Трудно представить, сколько взлетов и падений, побед и неудач выпало на долю многих поколений наших земляков, сколько радостей и невзгод познали они за эти годы, сколько приобретений и потерь таит в себе эта исстари славянская земля, сколько плачей и песен пронеслось над ней за минувшие столетия.
Невозможно выразить словами, какую цену заплатили предшественники за наше право жить здесь, трудиться, растить детей, греть душу у родного очага, продолжать их дело. Оглядываясь на пройденный путь , мы искренне благодарны всем поколениям земляков, кто освоил этот край, защитил его в лихую годину, передав нам, как эстафету, завещание любить, беречь и преумножать его материальную и духовную мощь. На этом история села Клименки не останавливается. Ведь впереди еще многие и многие годы жизни наших сёл и много исторических лет, о которых можно рассказывать очень долго, но это, как говориться, уже другая страничка истории.
Очень важно, чтобы и мы, ныне живущие, и те, кто придут нам на смену, помнили о своих истоках, о преемственности поколений, неразрывной связи времен; чтобы прочтение прошлого облагораживало, при соприкосновении с былым не покидала гордость за свою малую родину. Чтобы все лучшие человеческие качества, унаследованные нашими земляками оставались вечно.
История моей малой Родины села Клименки.
Сёла Клименки и Яропольцы расположены рядом друг с другом, поэтому проезжающий посторонний человек сразу не определит - где начинается одно и заканчивается другое. Так и жизни эти два села сосуществовали как одно целое, одно хозяйство, перенося вместе все тяготы и лишения, становление, расцвет и развал. Сама природа щедро наградила людей проживавших и проживающих на этой земле. Земля чернозёмная, плодородная, щедро одаривающая своими дарами трудолюбивого человека. Сами села расположены в низменной балке с обширными лугами, плавно переходящими в поля. В центре расположен пруд. Спускаясь в село с холма, проезжая насаждения сосны, открывается живописнейшая панорама, радующая глаз проезжающего. А какая природа, цветы, произрастающие по балкам хозяйства и села. Проезжая весной по ярам удивляешься, какое разнообразие красок, цветов, растений, пения птиц и шума ветра проносящегося мимо ушей. Поросли пиона тонколистного, барвинка, сон травы, горицвета, ландышей и ещё множества растений и цветов, на первый взгляд казалось бы, невзрачных, но в совокупности создающих красоту, красоту Русской степи. Можно представить, что гармонии и красоты было бы больше, если бы люди обдумывали свои действия, нецелесообразно распахивая и выбивая скотом угодия. При Советской власти находились руководители, которые в угоду своим корыстным целям, всё перепахивали. Все знали, что это была доточка к урожайности культур заложенных в севооборот. А это слава и почёт руководителям. Но на самом деле от всего этого страдала природа.
Фото 1. Вид села с холма.
Поселение возникло во второй половине 18 века примерно 1730 году. Первыми переселенцами были люди из хутора Карабаново, что располагался недалеко от Уразово. Это пастухи скотоводы. Люди, занимавшиеся разведением коз, овец, коров. Из рассказов старожилов в нашу местность пришли несколько зажиточных людей со своим скотом. Это Панасенко Ануфрий и Волчан Игнат. Это примерно в1735 году. Поселились они недалеко от парка дружбы. Еще и сейчас люди помнят название «Волчанский сад», это где сейчас живёт Марченко Марфа и Панасенково, где раньше жил сосед Гр, Ив. или (Нестиренковы). Они занимались разведением скота. Постепенно к ним стали прибиваться беглые люди, и наниматься к ним на работу. Землю, расположенную в пойме реки они объявили своей собственностью, сделались помещиками. Беглые строили мазанки из глины и песка, благо строительный материал располагался чуть выше на бугру. Люди жили плохо, много умирало, кладбище сделали тут же, ниже глиняного карьера. Сейчас это место где раньше жили Клименко Елена Андреевна и Семён Никитович. Жизнь была трудной, кушать было нечего, топить нечем, жильё ветхое глиняное. Постоянно работали на богатых. Молодых парней отдавали в армию на 25 лет. Следующей волной заселения, примерно 1737 год стали выходцы из Дёмино братья Клименковы: Клименко Яким, Клименко Афанасий, Клименко Сава. Предки их являлись переселенцами из Украины, переселенцы третьей волны. В основном они состояли из украинцев, и которых тогда называли черкесами. Переселялись они в пределы Русского государства каждый раз после неудачного восстания против польского гнёта. Так как наши места были свободные и красивые сюда и потянулись переселенцы. Первые поселения переселенцев из Дёмино по словам старожилов, были отмечены в районах «парка дружбы» по правую сторону от реки «Дёмина», в яру ниже «Коли Маленького» под бугром по правую сторону, в районе «Ивана Павловича и Анатолия Гавриловича», и в районе где сейчас живёт Пасечник А. С. Территория от парка дружбы до «Коли Маленького и моста через реку Дёмино в 1780 году называлась хутор Клименков. Ниже «Коли Маленького на пойменной части луга, жил самый старый и опытный переселенец из Клименковых «паша». Своих ближайших родственников (братьев, сынов) он поселил в районе, где сейчас живёт Долженко Анатолий Гаврилович, и в центре, где сейчас живёт Пасечников А. С. Территория от Долженко Анатолия Гавриловича и до бугра, где жил дед Кирил Долженко, называлась хутор Нижне Ураевское, а территория от школы до места, где жил Митрофан Лукич называлась хутор Солопчанской. Это старый «паша Клименков» расселил своих родичей, чтобы земля в пойме реки «Демина» оставалась во владении Клименковых. Долгое время паша Клименков сдерживал и смягчал все передряги жизни и судьбы, и надеялся, что история рода будет передаваться дальше. Судьбой было начертано, что всё должно передаться через мужчину в роду, что жили в районе « Анатолия Гавриловича». Но, увы, судьба распорядилась по – своему. Толи война, толи болезнь, толи еще что, прервали жизнь того человека который должен был передать историю и корни рода Клименковых дальше. По каким причинам прервалось, никому уже не будет известно. Так прервалась цепочка самых – самых из рода Клименковых. Впоследствии, уже переродившийся род Клименковы объединил все хутора под своим началом. Так появился на карте хутор Клименков, из трёх хуторов «Клименков, Нижне Ураевское, Солопчанской». В подтверждение этому публикуется карта 1780 года, выполненная неизвестным топографом, по всей видимости, для разграничения собственности. До 1779 года хутора расположенные на территории современного села Клименки относились к Белгородской губернии Валуйского уезда Дёмина-Александровской волости, а с 1779 года Воронежской губернии, так как Белгородская была упразднена. На территории нынешних Яропольцев, в 1780 году тоже существовало два поселения: в районе «За панком» до золотого пруда, назывался хутор Тименской, и слобода Васильевка, располагавшаяся от яра, где жили Шапаренковы, и до яра тракторного отряда. Но так как на карте видно, что Васильевка - это слобода, значит, там была и церковь. Об этом пока ничего не известно. Известно, впоследствии эти населённые пункты слились в один – Яропольцы.
Фото 2. Карта хуторов впоследствии ставших хутором Клименков и Яропольче.
Хутор Клименкова это хутор огромной вотчины князя Михаила Михайловича Голицына. Третьей волной заселения является переселение в нашу местность крестьян и сожительницы помещика Тарабанова (сам помещик Тарабанов сбежал в неизвестном направлении) из имения Куракиных в Белокуракино.
Белокуракино. Свое название это поселение получило от р. Белая, протекавшей внутри села, и фамилии первого владельца - князя Б. И. Куракина. Согласно преданию, в 1700 г. Петр I, возвращаясь из второго азовского похода, расположился на отдых на берегу р. Белая. Сопровождавший царя князь Б. И. Куракин пришел в восторг от вида окружающей местности, о чем не замедлил сообщить Петру. В ответ царь сказал: "Дарю тебе, как свояку, и сыну твоему Александру, как крестнику, все это место, которому ты сам определишь границы". Однако князь ограничился лишь основанием села, названного в его честь.
Более активно заселением этих земель занимался его сын, зазывавший к себе в имение крестьян из Воронежской, Полтавской, Черниговской, Киевской и других отдаленных губерний.
Но поскольку на подаренной территории уже были поселения помещиков Тарабанова и Тевяшова, то от них необходимо было избавиться. На момент появления Петра 1 помещик Тарабанов сбежал, оставив всё сожительнице (Тарабановой). А. Б. Куракин вступил в сделку, и в 1745 году приобрёл 4 имения общей площадью 800 четвертей земли. Но так как у Куракиных была земля в Валуйском уезде Александровской волости, то они туда отправили Тарабанову, а её поместье в Белокуракино оставили себе. Земля в Валуйском уезде Александровской волости принадлежала дочери Б. И. Куракина, Татьяне второй жене князя М. М. Голицына. После смерти М. М. Голицына Т. Б . Куракина – Голицына вернулась в Белокуракино, и образовала имение Танюшевка. Умерла там же в 1757 году. Из документов следует, что ближе к середине XVIII в. существовало с. Павловка, бывшее имение Тарабанова, и слобода Танюшевка, названная так в честь дочери Б. И. Куракина, второй супруги фельдмаршала князя М. М. Голицына, бывшей обер-гофмейстериной при Елизавете Петровне и умершей в 1757 г.
В 1746 г. в Танюшевке построен первый храм. Последнее обстоятельство косвенно указывает на возникновение этого поселения к 40-м годам.
Помимо прочих, имением князей Куракиных была и слобода Александровка, построенная на берегу р. Лозная, притока Айдара. О времени ее возникновения известно лишь то, что эта местность, опустевшая от чумы, вновь начала заселяться с 1718 г. Однако вскоре жители, считая это место несчастным, разошлись. Основываясь на упомянутых выше данных первой ревизии населения (1719-1721 гг.), этот факт следует подвергнуть сомнению, поскольку материалы переписи не зафиксировали здесь ни одной попытки основать поселения. Согласно другим сведениям, князь Куракин вновь заселил эту местность в 1758 г. В источниках также содержится информация о том, что местные жители обращались к священнослужителям с просьбой о постройке храма и в 1758 г. он был возведен и освящен. Документы более позднего времени убедительно свидетельствуют о том, что заселенные украинцами слободы Белокуракино, Танюшевка и Александровка существовали в царствование Екатерины II.
Существенные изменения в административно-территориальном устройстве и заселении исследуемых территорий произошли в годы реформ (1732-1737).
Тарабановка (Павловка) - на дороге из Старобельска в Валуйки. Здесь было некогда Черкесское поселение. Остатки его валы со рвом около домов священников и сельской управы и поныне ещё не изгладились. Старожилы говорят, что место это называлось Тарабановкой по фамилии владельца земель – Тарабанова.
Место, где стоял храм Тарабановский, известно и ограждено памятником. Но храм перенесён куда-то в Воронежскую губернию, куда переселены и крестьяне Тарабановские. Предшествовавший нынешнему - каменному храму, деревянный храм назывался во имя Апостола Петра и Павла, освящён был в 1798 г. Крестьяне с сожительницей помещика Тарабанова разобрали деревянную церковь, и ушли в Воронежскую губернию Валуйский уезд Александровскую волость на территорию где располагались три небольших хутора Клименков, Нижне Ураевской и Солопчанский. Переход произошёл примерно с 1780 – 1826 года. Объединились эти три хутора под общим названием Тарабанова. Примерно в 1826 году была построена церковь, перенесённая из Белокуракинской Тарабановки. Спустя 35 лет в 1861 -1866 году крестьяне хутора Клименков подали прошение в Воронежское губернское управление о строительстве церкви на хуторе Клименкова. И в 1866 году на хуторе Клименкова (Тарабанова) была построена новая деревянная церковь названная « Вознесенской», в честь того, что господь услышал молитвы и ниспослал благодать божью. Переселенцы были упорными и трудолюбивыми, так как в своих корнях это свободолюбивые люди, боровшиеся за свободу Украины. Издевательствами помещики довели людей до смертоубийства. Свободолюбивые люди во главе с Клименко Якимом, изловчились и казнили помещиков Панасенко Анухрия и Волчана Игната. Это произошло по дороге на Фёдоровку (Саловку), там, где курган. Родственники похоронили убитых там же. Усадьбы у помещиков были добротные, дома были сделаны из кирпича. У каждого был заложен сад. Ещё и сейчас люди помнят, какие были там груши и яблоки. 1807 год. Князь Александр Михайлович Голицын продал банку Уразовскую вотчину государственному казначейству. Императорским роскрипом от 13 августа 1807 года на имя министра финансов, крестьяне должны были выплачивать казначейству долг в течении 52 лет. Князь А. М. Голицын сбыл в казну 65. 7 тыс. десятин земли и 15370 ревизорских душ.
В 1826 году хутора объединились, и получили одно название хутор Тарабанова. Своим трудом и упорством люди старались освободиться от крепостного гнёта. Это была одна из богатейших слобод нашего края. Люди трудились не покладая рук. Снова начали появляться зажиточные люди. Это Долженко М, Ильминский З, Клименко Афанасий – наш родственник, и т. д. Афанасий, где – то на Украине у кого – то украл турчанку, и привёз её в хутор. Позже она ему родила троих сыновей Клименко Никиту Афанасьевича, Клименко Дениса Афанасьевича, Клименко Николая Афанасьевича – это ветвь нашего родственного древа.
В 1848 году крестьяне хутора Клименков выкупились у государственного банка, заплатив по тем меркам большие деньги и продав лес недалеко от Уразово. Платили они в банк по 35 руб. в год с каждой души мужского пола. Семья, имеющая двух детей мужского пола, должна была вносить в банк 105 руб. в год. Из-за непосильных платежей крестьяне совсем разорились, стали нищими. Большинство из них, сдав свои земельные участки в аренду, ушло на строительство военных поселений — на Дон, к Азовскому и Черному морям. Заработанные деньги отсылали в банк. В 1831 —1833 гг. постигла сильная засуха, сопровождавшаяся эпидемией холеры. Около трех четвертей жителей умерло. И когда в 1834 году уходившие на заработки вернулись в слободу, недоимки составляли 50 руб. на душу (нужно было платить также и за умерших){«Воронежские епархиальные ведомости». 1872. № 11. стр. 489—491.}. Засуха повредила посевы и в 1846—1847 гг. Не имея средств для выплаты платежей, крестьяне послали своих ходоков в Петербург с просьбой освободить их от выкупных платежей. Там выяснилось, что за 39 лет они уже внесли всю причитающуюся сумму. По распоряжению палаты государственных имуществ от 2 сентября 1848 года жители слободы были отнесены к категории государственных крестьян{«Воронежские епархиальные ведомости», 1871. № 11, стр. 492.}.
Карта Валуйсного уезда 1872 год
Валуйский уезд времён Павла Первого 1800 год.
Карта части Воронежской губернии с Валуйским уездом 1821 года.
Карта валуйского уезда 1850 года.
Валуйский уезд 1903 год.
Фото 3. Карты нашей местности разных годов.
По архивным данным в 1812 году на хуторе Клименкова проживало 1010 мужчин. В 1894 году в слободе Клименкова 189 дворов, 1309 жителей. Надел земли – 11 десятин, 6,4 скота на душу населения. Жители имели 542 рабочих вола, 196 коров, 857 овец, 282 - молодняка, 96 лошадей. В 1861 году на хуторе Клименкова было начато строительство церкви с цветными ветровыми стёклами и огромным колоколом. Строительство было закончено в 1866 году, и названа она была «Вознесенской». Раньше, если на хуторе строилась церковь, он становился слободой. Так и случилось, после постройки церкви, хутор Клименкова стал слободой Клименкова. В 1880 году при Вознесенской церкви была открыта церковно - приходская школа с трёхлетним обучением, которая находилась в тесной комнатушке. В ней учились дети зажиточных крестьян, и подчинялась она церкви и Александровскому волостному управлению. И лишь в 1905 году было построено новое помещение школы, кирпичное. В нём кроме школы находилась кредитка. В 1935 году церковь была разрушена.
Предметом исследования является архивный документ 1911 года (т.е. составленный спустя 33 года после основания Вознесенского храма в слободе Клименкова). Из данного источника мы узнаем, что Вознесенская церковь принадлежала Валуйскому уезду Воронежской епархии и находилась в слободе Клименковой. Церковь построена в 1866 году. По внешнему виду - деревянная, на каменном фундаменте с такой же колокольней, а вокруг нее еще новая, деревянная, покрытая краской ограда. По штату при ней положены: с 1885 года священник и псаломщик, жалованье положено в качестве пособия от казны ежегодно 392 рубля. Расположена церковь в 30 верстах от уездного города Валуек, в 30 верстах от станции Уразово. Почтовый индекс: Уразовская почтовая контора, в слободе Клименковой, Александровской волости, Валуйского уезда. Ближайшие к ней церкви: «Введенская» слободы Сиротино в 3 верстах, «Архангельская» слободы Федоровки (Саловка) в 3 верстах и «Покровская» слободы Александровки в 8 верстах. Приписанных церквей, кладбищ, часовен и молитвенных домов не имелось. По документам мы узнали о священнослужителях, которые служили при церкви: Священник Иван Матвеевич Нигров 29 лет, духовного звания. Родился 17 апреля 1882 года в семье псаломщика. В 1904 году окончил курсы в Воронежской Духовной Семинарии по второму разряду. В том же году по распоряжению Высокопреосвященного Архиепископа Анастасия был определен псаломщиком к Троицкой церкви, слободы Лиски, Острогожского уезда. В 1905 году по распоряжению того же Архиепископа уволен. С 1907 года исполнял обязанности помощника миссионера при старообрядцах. С 1908 года приходил должность законоучителя в народной школе, а также был заведующим и законоучителем в школе грамоты. С 28 сентября 1909 года по указу Архиепископа Анастасия переведен на настоящее место, проходит должность законоучителя в народной школе. С 1911 года проходит должность члена Окружного Благочинного Совета. В 1909 году награ -жден Высочайшей утвержденной медалью в память двадцатипятилетия церковно¬приходской школы. Получает от казны пособие 294 рубля. За совершение духовных треб у прихожан получает подаяниями 200 рублей 90 копеек. От земли церковной пахотной - 125 рублей. Он женат. Жена - Серафима Капитоновна 24 года, три сына - Михаил, Вениамин, Леонид. При нем в церкви находился штатский псаломщик Андрей Иванович Попов 68 лет, духовного звания. Он в 1861 году уволен из высшего Бирючинского Духовного училища. С 1861 по 22 ноября 1862 года был помощником при Введенской церкви, села Сиротино, Валуйского уезда. С 22 ноября 1862 года состоит штатным псаломщиком при Вознесенской церкви, слободы Клименковой, Валуйского уезда. В 1865 году Высокопреосвященным Серафимом Архиепископом Воронежским и Задонским посвящен в стихарь. Получает от казны пособие 98 рублей. При совершении духовных треб получает подаяние 65 рублей и от земли пахотной - 40 рублей. Женат: жена - Елена Васильевна 66 лет, сын Петр - 44 года, служит на частной службе, дочь - Анастасия - 27 лет, замужем за ветеринарным врачом.
Также в Вознесенской церкви проповедовала просфорня Ольга Петровна Задонская - 30 лет, духовного звания. Получает пособие из местной Вознесенской церкви ежегодно 36 рублей, не замужем. Она домашнего образования. С 1909 года по 13 мая 1910 года состояла просфорня при Иоанна - Богословской церкви, хутора Богачки, а с 13 мая 1910 года состояла при Вознесенской церкви просфорня.
В этом же документе мы узнаем, что был при нашей церкви и церковный староста Иван Денисович Марченко. Солдат слободы Клименковой, Валуйского уезда, крестьянин. Проходил должность церковного старосты при этой церкви, а в 1909 году выбран опять старостой текущей трехлетки. Наград не имеет. Вдовец.
И последним священнослужителем в архивных документах значится Петр Алексеевич Затонский - 56 лет, сын умершего дьякона, духовного звания. Уволен из 3 класса Бирючинского Духовного училища. Женат, имеет 5 детей. В графе о поведении священноцерковнослужителей, сообщаемом для епархиального начальства, содержаться записи «Весьма хорошо. 5.» Здесь же находим «Ведомость о приходах», в которой узнаем о численности прихожан и дворов. Исследуя этот документ, можно сделать следующие выводы: в приходе было 200 дворов, прихожан: 927 мужчин и 865 женщин, в том числе духовных: 3 дома, дворян и мещан не было. В пределах прихода иноверцев, инославных, раскольников и сектантов не было
В 1904 г. в слободе Клименковой под руководством Столярова была создана революционная группа. В нее входили Силка С.И., Медведев Василий Афанасьевич, Шелудченко В.С., Клименко Фома Андреевич. В представлении министру внутренних дел от 24 марта 1905 года воронежский губернатор сообщал места наиболее возможных волнений крестьян. Он писал, что в Валуйском уезде вызывают опасения местности, принадлежащие экономии графини Паниной, у которой стоит управляющим Виктор Коган. Блюстители порядка подозревали Когана в том, что он, увольняя служащих экономии, постепенно принимал на работу ранее служивших с ним в Екатеринославском и Тверском земствах. Сообщалось о том, что в экономии находилось 10 лиц, известных жандармскому управлению как неблагонадежные и состоящие под надзором. Революционную пропаганду среди крестьян вел землемер экономии графини Паниной И.Я. Столяров. В период крестьянских волнений 1905 года грабежи и погромы в помещичьих имениях прошли в Саловке, Клименках, Брянских Липягах, Куликовых Липягах и других селениях уезда.
9 января 1906 года – «В 12 часов дня возле церкви слободы Клименкова поп Иван Мерецков зачитал обращение Воронежского комитета РСДРП ко всем крестьянам губернии. На второй день попа Марецкого и всех социал-демократов пять человек, арестовали и увезли в уездную тюрьму города Валуйки».
16 января 1906 года – «Жители слободы Клименкова всей слободой пошли выручать из Валуйской тюрьмы своих слободчан, руководителей крестьянского движения. К ним по пути присоединились жители слободы (Фёдоровка) Саловка и хутора (Рябинин) Майорский. Разогнав полицию, они вошли в город, освободили из тюрьмы священника Марецкого и всех своих земляков. Этот день потом стали называть “Кровавым Валуйским воскресеньем”».
29 января 1918 года в слободе Клименкова была установлена Советская власть и организован сельский совет. Первым председателем Клименковского сельского совета был единогласно избран Медведев Василий Афанасьевич (Шелудченко Семён Петрович). Летом 1918 года в наших краях стали организовываться комитеты деревенской бедноты – комбеды. Они стали опорными пунктами пролетарской диктатуры на деревне.
Советская власть укреплялась в тяжелой классовой борьбе. Нередко вспыхивали кулацкие бунты, происходили убийства председателей сельских советов и других активистов Советской власти. В 1918 году за пропаганду Советской власти в слободе Клименкова были расстреляны учитель Головатый и учительница Ковалёва Пелагея Львовна, в этом же году церковно – приходскую школу преобразовали в начальную школу с трёхлетним обучением. Заведующей была Ковалёва Пелагея Львовна.
В мае 1919 года на территории нашей слободы и района появились воинские части генерала Деникина. Деникинцев поддержала возвратившаяся в родные края банда Рындина. Рындин и бывший лесничий имения графини Паниной Каспир были объявлены правителями волости.
В декабре 1919 года проездом на Украину в слободе останавливался С. М. Будённый со своей армией. Останавливался в доме, что под Сиротино. Говорят, что когда он подъехал, ему постелили ковровую дорожку от кареты до крыльца дома.
В 1921 году школу перевели на четырехлетнее обучение.
Весной 1921 года тоже проездом на Украину, в нашей слободе побывала банда Н. И. Махно. Под страхом виселицы, а иногда по недоразумению, часть мужчин, преимущественно из числа зажиточных крестьян, пошли в армию Деникина, Н.И.Махно, Петлюры, С.М.Будённого.
В те лихие годы гражданской войны и революции люди были озлоблены. Как говорилось в фильме (Свадьба в Малиновке) – красные придут - грабят, белые придут тоже грабят. Они не хотели расставаться со своим кровным добром и имуществом, забираемым в колхоз, поэтому и происходили стычки, убийства. Много людей было отправлено в ссылку в Сибирь. Всё это длилось примерно до 1930 года. Для раскулачивания зажиточных крестьян в слободе было создано три группы, в каждой старшими были назначены женщины Короп И. И., Михайличенко Е. И., Сташенко Мария, им давали по 10 человек с охотничьими ружьями, и гужевой транспорт. Они заходили во двор, в хату, хозяев сгоняли в одну комнату. Кто сопротивлялся – расстреливали. Забирали всю скотину, зерно, инвентарь, продукты питания, одежду и всё ценное что было. Иногда дома разбирали и увозили в другое село. Людей отправляли в Валуйки на железную дорогу, оттуда в Сибирь. В числе ссыльных оказалась и моя тётя Марченко Агерпина Никитична, Нестеренко Алексей Иванович, Дементьев Алексей Фёдорович и много других трудолюбивых и порядочных людей. Всего было раскулачено 69 дворов. Но постепенно обстановка переламывалась. На территории слободы Клименковой в 1911 году образовалось Клименковское потребительское общество, где можно было купить или взять в аренду технику, зерно. В 1926 году появились ТОЗ. Одним словом, жизнь входила в своё русло, двигалась вперёд. В 1925 году в слободе Клименкова было 426 хозяйств, 73 % населения не имела никакого скота. Люди боялись, что скот заберут в колхоз, поэтому они продавали его, либо пускали под нож.
Чтобы иметь представление, что мог купить крестьянин, работавший у графини Паниной в экономии, и получавший жалование 15 рублей в месяц, женщины 9 – 10 рублей, подростки 7 -8 рублей, можно посмотрев таблицу.
Таблица стоимости 1 килограмма или штук товара в копейках,
Таб. 1.
Наименование товара. Ед. изм. Стоимость на 1901-05год. Стоимость на 1913 год. Стоимость на 1915 год.
Пшеница кг 5,43 7,01 9,74
Гречиха (зерно) кг 4,66 4,96 9,38
Гречиха (крупа) кг 13,31 8,09 17,23
Пшено кг 6.56 8,83 12,82
Мука пшеничная высший сорт кг 9,69 12, 94 16,87
Мука пшеничная 1 сорт кг 7,97 10,30 15,52
Мука ржаная кг 5,95 7,79 =
Яйца 10шт 17,78 38, 33 39, 68
Масло сливочное кг 91,04 103, 06 141, 41
Масло подсолнечное кг 29, 69 27, 30 35. 95
Масло конопляное кг = 35, 03 =
Мясо говядина кг 20, 24 26, 38 35, 88
Мясо баранина кг 18, 95 26, 99 34, 35
Мясо свинина кг 23, 55 30, 36 41, 10
Сало свиное кг 43, 00 50, 92 63, 49
Лошадь рабочая шт 60 руб. 90 руб. 108 руб.
Волы (пара) пара 125 руб. 172 руб. 199 руб.
Корова дойная шт 48 руб. 64 руб. 75 руб.
Овца простая шт 6 руб. 9 руб. 10 руб.
Свинья шт 16 руб. 22 руб. 23 руб.
Кирпич шт 1, 2
Черепица (Валуйского черепичного завода) шт 3, 25
Железо кровельное кг 15, 60
В апреле 1926 года на территории слободы Клименкова было организовано первое товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ), которое получило название “Красный юг”. Председателем ТОЗ был Долженко Григорий Ефимович. Первыми членами – Силка Иван Ефимович, Таволжанский Стефан Петрович, Шелудченко А.С., Шелудченко Емельян Яковлевич, Скабина Яков Иванович, Силка Фёдор Ефимович, Клименко П. С. В то время в Т.О.З. было 203 га земли (ныне два поля 1 производственного участка) и трактор “Фордзон” с плугом. В товариществе состояли 10 человек, и имели задолжность 1370 рублей.
Очень большой радостью для тозовцев и всех тружеников села был день, когда в село Силка Иван Ефимович вел первый трактор. Встречать это “чудо” вышли всем селом, от старого до малого. Трактор ехал очень быстро, и вся толпа старалась успеть за ним. Ученик тракториста Шелудченко В. А. сидел на крыле трактора. Трактор проехал по улице. Большое удивление вызвало у односельчан то, что к трактору прицепили плуг, и он сделал первую борозду. Трактор в борозде шел быстро, и пахота получалась ровной. Старики ложились на землю, “щупали” почву руками. Они не могли поверить своим глазам, что эта железная машина может так быстро и хорошо пахать. И это был живой, наглядный пример будущего прогресса. Волы с сохой навсегда уходили в историю, Трактор работал круглые сутки: днем на пахоте, севе, молотьбе, ночью – на мельнице.
Через год в июне 1927 году в слободе Клименкова было организовано новое товарищество под названием «Новь», в котором состояло 10 человек, и имело задолжность 1200 рублей. Дохода оно не приносило, поэтому было расформировано.
В 1926 году постановлением правительства из Валуйского уезда передали Украине Троицкую волость, а в 1928 году было изменено административно территориальное деление. Вместо губернии стала область, вместо уезда район, вместо волости сельсовет. Вейделевка становится районным центром. В 1928 году была организована в селе Клименки первая комсомольская организация. Первым секретарём комсомольской организации был избран Дъячук Пётр Венедиктович. В январе 1929 года в слободе Клименкова был организован колхоз имени «9 января», председателем был избран Богомаз Пантелеймон Ильич. (Нарыжний Иван Иванович). Он руководил до 1938 года, потом его призвали на фронт. В это время шла Финляндская война.
В 1930 году школу преобразовали в семилетнюю, так как вопрос с начальным обучением был решён. Первым директором Клименковской семилетней школы был Тупиков Вячеслав Иванович.
С 1931 года в районе и в Клименках люди стали получать районную газету, она называлась «За новую жизнь», а в 1963 году её переименовали в «Пламя». Под этим названием она выходит и сейчас до 2011 года.
План хлебозаготовок осенью 1932 года выполнялся полукарательными мерами. Служащие советских и партийных органов на местах, чтобы не оказаться без работы и не получить срок слепо следовали указаниям по чрезмерному сбору зерна. А высшие начальники, не получая правдивой информации с мест, гнали проценты заготовок хлеба, не вникая, сколько его надо оставить в колхозах для элементарного выживания людей, на посев весной, в страховой запас. Выгребли и вывезли все. Тех, кто противостоял, арестовывали как вредителей и врагов. Так, в вейделевском колхозе «Победа» председатель Прудников скрыл от уполномоченных 500 центнеров зерна. Аноним¬ный доносчик сообщил об этом в ОГПУ. После проверки ко-миссией и выявления скрытого зерна Прудникова арестовали, судили и приговорили к расстрелу.
Наблюдалась апатия людей в уборке урожая 1932 года и бес-хозяйственность некоторых руководителей хозяйств. Так, в зерносовхозе «Викторополь» 4 ноября 1932 года прошла про¬верка, выявившая, что 7% хлебов были нескошены, 5% скоше¬ны, но оставлены в поле, 19% лежали в скирдах, но пришли в негодность. Всего потерь — 31%.
Голод наступил уже осенью 1932 года. С 1 мая 1933 года хле¬ба в районе вообще не было. От всех колхозов в райцентр, а из райцентра в областной центр — Воронеж понеслись телеграм¬мы: дайте хоть немного хлеба! Люди стали терять рассудок от голода и массовых смертей. Ели трупы животных, все, что мож¬но было жевать. В Вейделевской МТС умирали каждый день прямо на работе. Весной в колхозе «День урожая» на пропол¬ке кориандра умерла женщина. В колхозе им. 1 Мая Е.Т. Близнюкова вместе с братом съели умершего сына 4-х лет. В Белом Колодезе крестьянка Е.Ф. Степанова зарезала своего 9-летнего сына на питание. Близнюкова и Степанова были арестованы, но они обезумели от голода и не ведали что творили. Людоедство и огромная смертность стали страшным явлением того черного года. В Яропольцах каждый день умирало по 7-9 человек. Лишь осенью с получением нового урожая трагедия прекратилась. Так что не только в Украине был «голодомор». Немного оправившись от голода, областные и районные начальники решили, что необходимо сломать и стереть с лица земли Вознесенский храм в селе Клименки, так как он был несовместим с кодексом советского человека. Так и сделали. Летом 1935 года здание Вознесенского храма было разрушено. Церковь была деревянная, выложена из огромных брёвен. Она стояла в центре села. Была построена без единого гвоздя. Храм имел два колокола, большой и малый. В два колокола звонили в великие праздники: Рождество Христово, Благовещение, Троицу, Пасху и др. Удары в большой колокол - благовест - разносились далеко по округе, созывая прихожан на службу. В храме у входа стояло несколько колонн. Интерьер храма украшала яркая и свежая роспись. Говорили, что нашу церковь расписывал и 17-ти летний Репин, который приходил из соседнего села Сиротино (там он расписывал сиротинскую церковь - этот факт встречается в библиографических материалах. Даже сейчас, спустя многие десятилетия после разрушения храма, на стенах под обвалившейся штукатуркой можно увидеть росписи и лики святых, особенно можно различить образ Божьей Матери с Богомладенцем. Когда в деревне умирал человек, его сначала обязательно отпевали в церкви, а только потом хоронили. Обряд крещения проходил сразу же после рождения младенцев, а имена новорождённым давал сам священник, и часто называли ребёнка тем именем, в день какого святого он родился. Обряды венчания, проводимые священником Мерецковым. После службы батюшка с иконой в руках вёл молодых домой. Он шёл впереди. У ворот дома жениха благословлял супругов. На хуторе была большая пасека, которая принадлежала церкви. У церкви были свои земельные угодья, пашня, при церкви были служащие, был замечательный хор, в котором пели жители слободы. По достоверным историческим источникам известно, что в 1935 году в селе Клименки была разрушена церковь. Храм был осквернен, разграблен, обезображен. Глухая изгородь из порослей появились на столетиями утоптанном ногами богомольцев святом месте. Когда разрушали церковь, то приезжали специальные бригады, но нашу церковь разрушали сами жители. Для многих прихожан день разрушения храма стал трагедией. Люди собрались у церкви и плакали, особенно те прихожане, в душе которых осталась вера. Женщины прятали иконы у себя дома, чтобы над ними не надругались и не уничтожали. Поэтому до сих пор можно встретить в домах старые иконы со стен бывшей церкви. Купола сняли, колокольню завалили, колокола долго лежали на земле, а потом куда-то пропали. Бревна разобрали, и церковь переделали под сельский клуб. Стены внутри церкви задранковали и заштукатурили, в церкви устраивались танцы и крутили кино от движка». Старожилы села рассказывали, что в детстве они в развалинах церкви играли в прятки, а матери их корили: «Вот вы играете, а там служба была. Грешно там играть. Это все святое. Плохо, что все разграбили, все растащили». Мне кажется кощунственной даже мысль, что в таком месте, как храм, можно было веселиться. Советская власть уничтожила многие храмы, но веру убить не смогла. Жители сожалеют, что здание бывшего храма было разобрано, а из церковного дерева был сделан клуб. Но и это было не последней страницей в трагической его истории. Колхозу понадобилось железо — вот и содрали «народные умельцы» железо с крыши церкви, а кровлю на дрова пустили и вскоре на месте, где красовались на солнце луков