Из истории прихода бессребреников Космы и Дамиана села Тешнярь
Из истории прихода бессребреников Космы и Дамиана села Тешнярь
Объективно сейчас почти невозможно осветить всю приходскую жизнь Космо-Дамиановского храма ввиду того, что все метрические и архивные книги были уничтожены в годы гонений на Православную церковь, давности времени и недостаточного количества архивных данных. Но все же постараемся на основании клировых ведомостей за 1914 год и более поздних восстановить историческую цепочку фактов.
Село, основанное в 50-х годах 18-го века было застроено первоначально по левую сторону реки Тешнярьки. На том же месте в середине 19-го века возникла стеклянная мастерская и завод. В 1754 году на месте нынешнего храма силами местных умельцев строится небольшая деревянная церковь, а рядом с церковью, ввиду весенних разливов реки, возникает кладбище.
В 1757 году её освящают по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Пахомия (Симанский 1757-1766г.г.). При построенном храме обустраивается приходская жизнь населения с. Тешнярь и поэтому рядом с церковью хоронят только священников и клириков, рядовых мирян стали хоронить за речкой ближе к селу Топоровка. Известно об одном священнике, служившем в середине 19-го века. Это отец Василий Львович Пламеневский (род. 1820г.). В 1843г. Поступил в Пензенскую Духовную Семинарию. По окончании её был рукоположен Епископом Амвросием. Этим Архиреем был награжден за усердную молитву о победе русского воинства в войне с Турцией, памятным бронзовым наперсным крестом.
В 1853 году служил в с. Тешнярь. В тот же год сделал обширную реставрацию поношенного от времени церкви св. Космы и Дамиана. В 1863 году сделал теплый придел, а в 1866г. – резной иконостас в приделе.
За выполненную работу Владыкой Антонием (Смолин 1862-1868г.г.) награжден набедренником и именной скуфьей. Имел супругу Ольгу Кузьминичну и детей Марию и Михаила. К концу 70-х годов церковь обветшала и, примерно, в 1885 году была разобрана и перевезена в с. Озёрки. Служба стала совершаться в домовой церкви вблизи места бывшего храма, прикомандированными из с. Александровка и Мывал священниками.
Но вот 5 июля 1892г. Владыка Митрофан (Невский) направляет постоянного настоятеля. Им стал священник Василий Сергеевич Студенов. Краткая биография: сын священника, родился в с.Н-Мывал в 1864г. 4 апреля. Учился 6 лет в гимназии в г.Вырим Симбирской губернии. В 1885г. Владыкой Антонием определён быть в с.Н-Мывал псаломщиком, затем рукоположен во дьякона для службы в г. Городище. В 1888г. Назначен священником в с.Анучи Мокшанского уезда. А затем в с. Тешнярь руководить строительством нового храма. Был женат на Серафиме Ефимовне, имел детей Софью, Раису, Леонида и Клавдию. На освобождённом и очищенном от старинного фундамента месте в 1891-1892г.г., силами двух сел: Тешнярь и Топоровка стал сооружаться грандиозный пятикупольный храм. Архитектором нового здания, чей проект был взят за основу, был Алексей Евгеньевич Эренберг, известный тогда в России. Подрядчиком и меценатом стройки являлся житель села Гремячевка Барыгинского уезда Симбирской губернии, некто Матфей Макаровыч Липатов. Вместе с отцом Василием на богослужебном поприще трудился дьякон Алексий Иванович Чистов, определённый быть Владыкой Митрофаном псаломщиком от 14 мая 1891 года.
Старостой стороящейся церкви был выбран 1888 году бывший унтер-офицер Тихон Иванович Аржаев (из местных военных). Известны имена некоторых рабочих. Это Матвей Филиппович Каляев и Константин Петрович Кремляков. Само здание церкви предполагалось возвести в форме корабля. Фундамент кирпичный на известняке. Срубовый лес доставлялся со стороны сёл Вачелай и Мывал. Раскряжевывали и окантовывали прямо на площади перед входом к папертям притвора. На середине и верхние ярусы сруба были положены перекидные мостики и эстакады, по которым лошади, с завязанными глазами, затягивали готовые брёвна. Венцы и углы срублены в «зацеп» и «ласточкин хвост», что придаёт зданию прочность. Отец Василий, по преданию, часто в молитвенном доме, да и на стройке, служил молебны на успех во всяком деле. Это придавало уверенность подрядчику и рабочим. Молитва – лучше всякого раствора скрепляла остов здания. На потолок , под упорные колонны, в зимней части храма были срублены матицы из гигантских сосен, предположительно до 43 метров в длину (от комля до верхушки). Стёкла в перегородочной двери до сих пор сохраняются старинные (с местной мастерской). Старинное покрытие железом сохраняется только на центральном и 4-х боковых куполах. Остальная часть крыши заменена в 60-е и 80-е годы 20 столетия. На колокольню высотой 35 метров лебёдками три лошади затянули 25 или 28 пудовый (400-448 кг.) колокол. Сейчас на верхней площадке колокольни лежит язык от того колокола, длинной 1 метр и весом от 50 до 60 кг. А этот колокол сняли, когда закрывали все храмы. Тот колокол было слышно по всей округе, даже до села Барнуки. Висел он с 1900 по 1937г. В дни отречения царя Николая ІІ. Он был средством оповещения важных событий не только церковной жизни. Купола церкви были в 1896г. увенчаны крестами, на центральном и на колокольне с царскими коронами вверху. Это было коронование на русский престол императора Николая ІІ.
Архитектурная композиция церкви позволяла иметь три алтаря. Летний – в честь Покрова Богородицы. В зимней части здания, правый, в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Левый – в честь Святой троицы, был в употреблении с 1915 года до 1940г. Со дня освящения церкви в 1897г. престол в приделе Святой Троицы не был освящен, поэтому не было и иконостаса в этом приделе. Иконостас покровской части храма имел резной деревянный орнамент. Он пятиярусный. Иконы иконостаса написаны в стиле Паленова местным иконописцем. Иконы алтаря Космы и Дамиана написаны в стиле школы Нестерова написаны Николаем Гранковским предреволюционное время. Поновлены в 1998г. Иконы в медных окладах написаны задолго до построения церкви и предположительно привезены из другой церкви или сохранились от первого храма 1758г. Церковные подсвечники также старинные и привезены были из разорённых церквей. Достаточно было в годы революции и серебряных сосудов для совершения Святой Евхаристии. Когда-то на стенах летней части храма висели очень старинные иконы «житие святого» и «двунадесятые праздники» предположительно начала 18 века. Их выкрали вместе с серебряными сосудами в 1990 году, годом позже 2 старинных колокола висевшие под потолком фасадного крыльца были сняты и перевезены в село Посёлки Кузнецкого района.
Как мы видим из истории прихода конца 19 начало 20-го столетия, то можно отметить высокий уровень духовно-культурной приходской жизни. В селе существовала церковно-приходская школа, законоучителем был всегда священник. При библиотеке было 50 томов Евангелия, 6 томов библии, 35 псалтири. Некоторых преподавателей присылали из Пензенской духовной консистории. Настоятели и старосты вели метрические и амбарные книги, куда записывались все важные события приходской и общественной жизни. Известно также что с 1839г по 1903г при храме велись «исповеднические расписки», особенно маловерующие мужчины боялись попасть на «заметку к батюшке».
Провальными годами в истории прихода в храм были 40 – 70 годы 20-го столетия. Уполномоченные по делам религии часто вмешивались в церковную жизнь епархий Правящим Архиереям делались предписания от уполномоченного наказать неугодного священника глухой деревней. Вот и село Тешнярь часто становилось местом «ссылки» пензенских пастырей. Некоторые с радостью принимали новый крест в своём служении, но большинство от обиды нравственно опускались, пили, дебоширили и т.д. Все это не могло не сказаться не духовном уровне прихожан. До сих пор мне приходится выслушивать всякие небылицы про моих предшественников. Соответственно и здание храма не реставрировалось, зарастало грязью. Интересно отметить годы служения протоирея Феодора Потоцкого (1982-1989).
При нём храм начал благоукрашаться, и важно отметить, в 1988г. на юбилейных торжествах в г. Пензе Космо Дамиановскому приходу вручили почетную грамоту за большой вклад в фонд мира. Этим ограничусь в описании прихода.
2. Космо-Дамиановский храм.
Памятник архитектуры 19 века (1897г.) Архитектор Алексей Евгеньевич Эренберг. Церковь изначально имела три святых престола. Центральный – праздника Покрова Божией Матери, правый – Св. бессребреников Космы и Дамиана, левый – Святой Троицы.
Святой престол в центральном алтаре освящён 12 апреля 1962г., повторное после открытия, Архиепископа Феодосием (Погорским).
Святой престол в правом алтаре освящён священническим чином, благочинным Кузнецкого округа протоиереем Авраамием Михайловым в 1947 году. Алтарь Святой Троицы восстановлен в 2005 году, канонического Престола пока нет.
3. В период существования храма в нём служили и подвизались следующие священнослужители:
Свящ. Василий Пламеневский 1820-1870, Благочии. Прот. Пётр Миронесицкий, Свящ. Василий Студентов 1864-1930г., Свящ. Николай Иваницкий 1932г., Монахиня Артемия Чебакова, Миссионер Свящ. Симеон Магнусев 1911г., Диак. Алексий Чистов 1920г., Монахиня Нектария Полежаева, Благочинный Прот. Авраамий Михайлов, Монахиня Евдокия Акимова, Свящ. Иоанн Троицкий, Свящ. Николай Швербицкий, Свящ. Николай Оболенский, Свящ. Иоанн Работкин, Прот, Ермолай Азрапкин, Свящ. Николай Швед, Свящ. Кирилл Палий, Свящ. Леонид Евстратов, Свящ. Николай Лентовский, Свящ. Фёдор Потоцкий, Свящ. Николай Путицев, Свящ. Василий Уралев, Свящ. Алексий Фадеев, Прот. Николай Гудков (иеромонах Феофан), Дьякон Макарий.
Ныне здравствующие:
Прот.Владимир Шляпников, Прот. Николай Коновалов, Прот.Серафим Лоскутов, Прот. Виктор Шляпников.
4. К разделу о сведениях современной приходской жизни можно отнести:
а/ Нашим приходом были организованны паломнические поездки по святым местам России и Пензенской области. В июле с.г. прихожане Космо-Дамиановского храма и молитвенного дома с. Николо-Барнуки совместно совершили крестный ход в Жадовскую Казанскую Пустырь с участием иерея Виктора Бурмистрова. В сентябре также нами был совершён крестный ход вокруг села Русский Качим, перед крестным ходом был совершён молебен у святого источника Николая Чудотворца.
б/ Ежегодно с работниками РДК проводятся Рождественские и Пасхальные концерты.
в/ В сельской библиотеке и в РДК пос. Сосновоборск имеются книги православной тематики которые были выделены нашим приходом.
5. К святыням храма можно отнести:
а/ Ковчег с частицей Святых мощей преподобноисповедника ГАВРИИЛА архим. Мелекесского.
б/Старинная икона 18 века Святитель Николай Чудотворец, расположена в центральной части храма за правым клиросом.
в/ Икона Пресвятой Богородицы «Споручница грешных», находится в зимней части храма у Космо-Дамиановского Алтаря за правым клиросом.
г/ икона «Господь Вседержитель» на горнем месте в Космо-Дамиановском Алтаре. Икона написана Кузнецким иконописцем Трофимовым Ю.В. в 1997г. 2 марта 2001г. икона мироточила.
д/ На царских вратах Космо-Дамиановского Алтаря икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» слезоточила. На глазу Архангела Гавриила выступила большая слезинка, это было в августе 1999г.
е/Намеленным образом является икона «Всех скорбящих радость». Находится она на стене возле Троицкого Алтаря.
6. События духовной жизни мы особенно не отмечаем и не афишируем.
а/ Можно отметить, то что в последнее время больше стали приносить маленьких детей ко Причащению.
б/ Известны два случая благодатной помощи от мощей Святого ГАВРИИЛА. У одной женщины вернулась память, а у второй прошла отдышка и головная боль.
7. Церковно-приходской школы нет. Зимой условий нет, так как холодный храм с 1992 по 1995гг. в сельской школе вел урок «Закон Божий», затем запретило РайОНО. В настоящее время учитель истории Мария Владимировна Киселёва преподаёт Основы Православной Культуры., 1,2 класс.