Троицкая Вихляйка. Тамбовской области.

На бескрайних Российских просторах,

Средь лесов и небес синевы

Затерялось совсем небольшое

Поселенье, где мы рождены…

К. Дробышева

Село Троицкая Вихляйка впервые упоминается в жалованной грамоте царя Алексея Михайловича (1674 год), по которой поселение приписано к Московскому Чудову монастырю.

Поселок Троицкая Вихляйка был основан на землях бывшего Троицкого монастыря, возникновение которого относится к 1635 году. В его владения (по побережью реки Цны, выше села Перкино) с середины XVII века стали приходить разные беглые люди. С разрешения монастыря они селились на его землях. Так первоначально возникла Троицкая слобода, а несколько позднее и Троицкая Вихляйка.

Жители основанных поселков стали крепостными и обслуживали монахов. Но монастырь просуществовал недолго. Восставшие крестьяне из отрядов Степана Разина в 1671 году разгромили его и сожгли все строения.

В книге «И пыль веков от хартии отряхнув…» (Хрестоматия по истории Тамбовского края) есть упоминание о селе Троицкая Вихляйка. Оно документально.

Документ № 32.Отписка козловского воеводы С. Хрущева тамбовскому воеводе Я.Хитрово в Шацк о сражении его с восставшими под Челнавским острожком 1670 год, ноября 17. «…И на том бою воровские казаки изменники отбили две пушки. Да на том же бою козловцы служилые люди взяли двух мужиков Тамбовского уезду села Вихляйки, да Лысогорского острожку казаков…»

В названии села Троицкая Вихляйка первая часть названия восходит к названию монастыря, а вторая связана с названием реки Вихляйки (река с кривыми берегами). В тамбовских говорах в слове «вихляйка» лежит семантика глагола «вихлять», т. е. «кривить». Русло этой речки и сейчас сохранилось, весной по нему бежит талая вода и впадает в реку Челновая. О том, что речка действительно была, говорит название улицы «Заречье», которая расположена именно за этим руслом.

На месте села был сплошной лес и болота. Люди выбирали места повыше, рубили лес и строили себе жильё. Занимались скотоводством, огородничеством, лесным промыслом. Название улиц говорит о том, что в селе жили метельщики – Метлевка, мастера по изготовлению бочек – Бочевка. Как и везде, в селе была церковь. И та улица, где она находилась, называлась Церковка.

Описание первой церкви в нашем селе от 1640 года хранится в Московском архиве Министерства юстиции. Сокращенная копия: «Троицкому монастырю принадлежало еще село Вихляйка с приходскою Покровскою церквью, о которой в писцовых книгах написано так: «В селе Вихляйке церковь во имя Покрова Пресвятыя Богородицы, древяна, клетки, с трапезою, крыта дранью; а в церкви кроме строения икон местных на северных дверях писан благоразумный разбойник; все образа писаны на вохре и на празелени; на престоле Евангелие, печатное в десть (десть – мера или счет писчей бумаги, равнялось 24 листам), крато мухояром (мухояр – это азиатская ткань, бумажная с шелком или с шерстью), сосуды древяные, покровы крашенинины, пелена бойчатая, ризы полотняныя».

Новую деревянную Покровскую церковь построили в 1883 г. (освятили 4 декабря). В 1907 г. она сгорела, и прихожане начали собирать деньги на ее восстановление, и временно устроили церковь в небольшом помещении, пристроенном к старой церковно-приходской школе. Кроме школы в приходе существовало и церковное попечительство.

В церкви хранилась местночтимая икона Божией Матери Скорбященская, точна копия с чудотворной (ИСО. 1911. с. 120). Старая церковь не сохранилась.(Сайт: История Тамбовской епархии: документы, исследования, лица)

Современное здание сельской церкви построено на пожертвования односельчан и предпринимателей Тамбовской области.

Престольный праздник нашего села – Покров Пресвятой Богородицы. Раньше он отмечался очень широко, много свадеб намечалось на этот праздник, а также были всеобщие народные гуляния, и обязательным их атрибутом были кулачные бои между сельчанами: «порядок на порядок», то есть улица на улицу. Бои проводились по всем правилам: «лежачего не бить», «кто снял с головы и бросил шапку – не бить», «драться только кулаками». А после «кулачек» вместе плясали, танцевали. Обиды друг на друга никто не держал. Мужики, тем самым, мерялись силой и потом еще долго обсуждали, кто самый сильный и ловкий.

Женщины одевались в самые дорогие и красивые наряды и плясали под гармошку. И также определялась самая лучшая частушечница и плясунья. На гармошках играли местные гармонисты. Их в селе было очень много. Этот праздник запоминался надолго, и к следующему селяне готовились заранее.

И еще большим праздником с народными гуляньями была Пятидесятница, или Троица. Этот праздник отмечали сразу два села. На большой лесной поляне, между селами, собирался и стар и млад. Здесь также проходили кулачные бои между атмановскими и вихляйскими мужиками по тем же правилам: "стенка на стенку" - не с горяча, а с уменьем. А кто проиграл – беги.

С какого века начали проводить кулачные бои, уже никто не помнит. Но зато любой житель этих поселений может с точностью до мелочей припомнить, как это было в конце прошлого века.

Об этом празднике, его утрате (народных гуляньях) и сейчас жители села очень жалеют. Но и возрождать эти традиции бояться, потому что в последнее время кулачные бои были не по правилам.

Территория села Троицкая Вихляйка и деревни Атманов угол– единственное место в России, где еще помнят традиции кулачных боев.

28 августа 2010 года на территории села Атманов Угол Сосновского района Тамбовской области прошёл фольклорно-спортивный праздник «Атмановские кулачки». Это единственное место в России, где живут носители самобытной уникальной традиции военно-физического воспитания русского народа.

Наше село богато не только традициями.. В истории села есть легенда о старце Симеоне, который жил в наших лесах., у Святого источника. А недалеко от него находится Святой камень, где старец молился. По рассказам старожилов, Симеон был из наших, местных. Когда он стал на путь веры и сих подвигов, неизвестно, рассказывают только, что он был суровый аскет-отшельник, сами подвиги которого во имя Христа известны только Господу Богу, так как он старался всеми силами их скрывать. Господь наградил Симеона за его суровые жизненные подвиги во имя Христа сверхъестественным даром прозорливости, а также даром мирного общения с дикими зверями, в частности с волками. Время сохранило неприкосновенными места сего предания. У источника и камня сохранились древние дубовые кресты, к ним никогда не зарастает тропинка паломников.

Современное село - это красивейшее место, где сосновый лес граничит с бескрайними полями. В лесу у каждого найдется заветный уголок, где растут белые грибы, лисички, маслята, опята. В летний зной на лесных полянах поспевает земляника, малина, черника.

У нас еще много чудесных березовых рощ, и как они прекрасны в любое время года, а особенно осенью. Это золотые костры, это чудо земли. Наша белоствольная береза – символ жизни, благополучия, чистоты.

Народ в нашем селе самобытный, трудолюбивый. Любой мужчина может и лукошко сплести, и дом срубить. А женщины - умелые хозяйки. Весь дом на них держится. Но самым главным промыслом жителей села Троицкая Вихляйка был и остаётся сбор, сушка и продажа грибов и ягод.

Жизнь течет и изменяется. Но наше село живет и гордится своим историческим прошлым. И живет дальше..